|
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.
<<<НАЗАД
Когда известного
французского писателя Франсуа Мориака спросили, в чем он видит надежду на выход
из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил: «Единственная
светлая точка в будущем человечества – это пробуждение веры у современной русской
интеллигенции». Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет
исключительное значение. Мориак – римо-католик, человек западной культуры, полагает
надежды не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но
на веру, которая просыпается в распятом православном русском народе. Вероятно,
перед смертью он почувствовал всю притягательность Православия, и он был не
единственным в Европе, кто ощутил эту его исключительную силу.
Православие
на Западе долго оставалось в забвении, если не сказать – в презрении. Чтобы
Запад оказался способным понять, что за сила заключена в кажущейся «неэффективности»
восточного православного христианства, должны были произойти огромные потрясения
и в истории западной цивилизации, и в истории православного Востока.
В Новом Завете
мы находим вопрос, который, как нам кажется, человек западного менталитета,
сформированного протестантским и римским христианством, веками задавал христианскому
Востоку: Нафанаил задает его апостолу Филиппу после того, как апостол Филипп
рассказывает Нафанаилу о том, что они нашли долгожданного Мессию, на что тот
удивленно спросил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп говорит ему:
«Пойди и посмотри». И после встречи с Христом Нафанаил восклицает: «Равви! Ты
Сын Божий, Ты Царь Израилев».
Подобное
недоуменное отношение к православному Востоку было характерно для культурно
развитого Запада на протяжении многих столетий: с Востока, униженного, истоптанного
турецким, татарским игом, а позже – современной атеистической идеологией – может
ли быть что доброе?! Многие разделяют это мнение и сейчас, а такой вопрос, к
сожалению, часто можно услышать и от представителей самой восточной культуры,
воспитанных на почве Православия, но утративших свое историческое самосознание,
поклонившихся «золотому тельцу» и идолам современной цивилизации, страдающих
комплексом неполноценности перед преходящими авторитетами мира сего. Так повторяется
история, уже случившаяся однажды на Синае с Моисеем и его народом: пока пророк
принимал от Бога Откровение вечной истины и закон, народ его в долине кланялся
золотому тельцу, забыв и своего вождя Моисея, и Бога, Которого он исповедовал
и Которому служил. На все эти недоумения и сомнения православный Восток как
и прежде отвечает словами апостола Филиппа: «Пойди и посмотри!»
И в самом
деле, каждый, кто с сердечной чистотой Нафанаила приходит к Православию и православному
Христу, рано или поздно повторяет его слова: «Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»
В чем же
заключена эта притягательная сила Православия? Что его поддерживает и хранит,
что вечно его возрождает? Суть, сердце Православия, его непобедимая сила сокрыты
именно в этом дивном и единственном лике Христа, Сына Божия, с Которым встретился
Нафанаил и тысячи других людей после него. Главная забота Православия заключается
в том, чтобы через всю историю пронести и сохранить этот неизъяснимо прекрасный
лик евангельского Христа и правильно прославить Его. Уже само слово «Православие»
свидетельствует о его правоте и правильности прославления Христа как совершенного
Бога и совершенного Человека. Как дерево без корней не может расти и плодоносить,
так и без истинной веры не может быть плодоносной жизни.
На протяжении
всей истории христианства существовало множество общин, считавших себя христианскими,
между тем только та историческая община, во имя Христово собранная Православная
Церковь обладает еще одним свойством, имеющим исключительно важное значение
для воспитания молодежи. Православная Церковь от самого начала по самой природе
своей – Церковь свидетельства и свидетелей – Церковь мучеников. Сам Христос
– свидетель верный, свидетель Истины, Которая – Он Сам и о Которой Он Сам свидетельствует
распятием и мученической кровью. И подобно Своему свидетельству об Отце Небесном,
Своей верности Отцу, верности до Крестной смерти, Он посылает в мир Своих последователей,
чтобы они стали Его верными свидетелями до конца времен. Такими свидетелями
стали Его апостолы, святые мученики и все святые, одни свидетельствовали о Господе
своем словом, делом и мученической кровью, другие – тем, что называется «мученичеством
совести», бескровным мученичеством, то есть непрестанным духовным подвигом,
терпением, борьбой со страстями, со всяким злом в себе и вокруг себя. Тех, кто
свидетельствовал о Христе своей кровью, было множество во все времена, но мы
с уверенностью можем сказать, что ни одна эпоха не дала столько мучеников, свидетелей
своей верности и любви к Нему, как наше, XX, столетие. Миллионы право-славных
христиан, закланных за Христа, по всей России, в Сербии – в Ясеновце, Глине
(места концлагерей, в которых, во время Второй мировой войны хорватами-усташами
были замучены тысячи православных сербов), других местах – пример и доказательство
тому. И сегодня вся Православная Церковь – живой свидетель распятого Христа
и причастник Его распятия. Иерусалимская Церковь – Сионская мать всех Церквей,
Антиохийская Церковь, Царьградская Церковь – мать наших славянских Церквей;
не говоря о Русской, Сербской, многих других Поместных Церквах – не носят ли
все они «раны Господа Иисуса Христа на себе» – каждая в свое время гонимая и
изгоняемая? Не убелила ли великая Русская Церковь кровью миллионов новомучеников
бескрайние просторы России? О мученичестве Сербской Церкви, тысячах православных
сербов, заживо погребенных в ямах Глины, Ясеновца, Ядовна, сегодня известно
всем. Откуда это мученичество Православной Церкви? Единственный правильный ответ
на этот вопрос дает святой Макарий Египетский: «Где Дух Святой, там и гонение».
То есть там, где Истина, где истинная Церковь как носитель и хранитель Духа
Святого, там возникают самые страшные гонения, потому что исконная цель зла
– изгнание из мира и человека Духа Святого, в Котором полнота жизни и единственное
спасение человека и мира. История свидетельствует, что Православная Церковь
была и есть – гонимая Церковь. Как это не парадоксально, но это самое сильное
доказательство того, что она Церковь истинная, что ее действительно ведет и
хранит непобедимая сила Духа Святого. Очевидно, что и сегодняшняя миссия Церкви
в мире, как и ее историческая роль, подобно распятому Христу, имеет спасительное
и искупительное значение. Приведем несколько примеров: распятие, страдание и
смерть православного византийского царства и других православных балканских
государств в XIV и XV веках, несомненно, имело спасительный и искупительный
характер не только для православных, но и для всех западноевропейских неправославных
народов. То, что происходило в далеком прошлом, происходит и в наши дни: кровь
миллионов новомуче-ников – вот та сила, которая не дает антихристу и его адскому
злу воцариться в современном мире. Нельзя забывать, что человеческая история
имеет и свой глубокий метафизический план, в котором Церкви отведено место в
самой гуще судьбоносных исторических событий, и можно говорить о том, что от
ее судьбы зависит судьба всего современного мира. Если Православие выстоит в
борьбе против демонического зла, если окрепнет Православная вера, возродится
благочестие, тогда у мира появится надежда на спасение.
В заключение
подчеркнем еще одно важное свойство Православия, благодаря которому оно вечно
возрождается и воскресает. Православная Церковь – это Церковь святого евхаристического
общения. Христос Своими Телом и Кровью, Которыми мы причащаемся на литургии,
присутствует среди нас и в нас, силой Духа Святого. Именно в литургии Христос
является и открывается как жертвенная любовь и вечное человеколюбие, именно
на литургии мы учимся у Него изо дня в день «сами себя и весь живот свой Христу
Богу» предавать, принимая от Него Самого эту любовь как единственный путь жизни,
жизни в бесконечном взаимном боголюбии и человеколюбии. Православный христианин
не может жить одной жизнью в Церкви, а другой вне ее. Вся его жизнь, всякое
его дело призваны к воцерковлению, освящению духом литургии.
Церковь как
евхаристическая община утоляет жажду современного человека, – а молодого особенно,
– жажду истинного общения и единения. В Церкви открывается и даруется великая
тайна самоотверженной чистой любви как высшая тайна жизни. Весь смысл нашей
жизни и делания должен быть заключен в воспитании такой самоотверженной любви,
она не приходит сама собой, она приобретается непрестанным трудом – личным и
соборным, постом, молитвой. Вот призвание, достойное человека. Оно открывает
человеческому бытию вечные и бесконечные горизонты, оно было и остается призывом
к людям, особенно молодым, еще не искалеченным мелочными, суетными целями, еще
открытым и восприимчивым ко всему, что целостно, вечно и совершенно. Православие
зиждется на целостном и вечном, оно зовет к совершенному и бесконечному. В этом
заключено его всечеловеческое спасительное значение и единственный свет надежды
на будущее мира и человека. |